Маленькие дети безумно любопытны. Вся их деятельность носит непосредственный, непроизвольный характер.
Стимуляция к познанию
Для стимуляции познавательной активности детей прежде всего необходимо установление тёплых эмоциональных контактов с взрослыми, снятие психологического напряжения, создание обстановки психологической защищённости.
В ситуации психической депривации, дефицита общения малыш не раскроется, не сможет преодолеть пассивно-оборонительный рефлекс, возникающий в незнакомых обстоятельствах.
Поощряйте и стимулируйте интерес ребёнка к новому, показывайте специфические действия, обусловленные физическими свойствами предметов (мяч можно катать, кубики накладывать друг на друга, песок можно насыпать в ведёрко, а из мокрого песка можно лепить куличики и так далее).
Постоянно расширяйте диапазон выработанных взрослыми специфически-культурных действий с предметами, узнать о которых ребёнок может с помощью взрослого.
Изучаем и развиваем играя
Важно практическое сотрудничество ребёнка с взрослым, сопровождение всех действий речевыми комментариями, улыбкой, мягкими успокаивающими жестами. Полезен показ соотносящих, орудийных действий с последующим самостоятельным выполнением аналогичных действий самим ребёнком.
Если малыш научился, собирая пирамидку, предварительно примеривать кольца, сопоставлять их, выбирать самое большое из них, подбирать нужные кольца и одевать их на стержень по порядку (от большего к меньшему или наоборот), он сможет выполнить подобное действие в самых разнообразных ситуациях, с любым материалом (собирая снеговика, башенку, матрёшку и тому подобное).
Стремление ребёнка активно действовать с игровым, дидактическим, природным и другим материалом должно быть поддержано отношением взрослого. Создавая игровые ситуации, показывая игровые, соотносящие, орудийные действия, поощряйте стремление ребёнка эти действия повторить, одобряйте самые незначительные достижения, стимулируйте желание добиться новых результатов.