Детская тревожность

Тревожность – готовность к страху, чувствительность к различным стрессам и раздражителем. Это ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, нечеткое чувство безопасности, проявление психического неблагополучия личности. Тревожность снижает адаптационный потенциал ребенка, сдерживает интеллектуальное и эмоциональное развитие, препятствует эффективной деятельности. Проявляется тревожность в нерешительности, обостренном чувстве ответственности, внутренней потребности соответствовать ожиданиям других, робости, неуверенности в себе и своих решениях, эмоциональном беспокойстве. Различают ситуативную и личностную тревожность. Первая вызвана определенными событиями, ситуациями, которые вызывают волнение, тревогу, предчувствие больших неприятностей. Вторая (как состояние) – стабильная черта личности, что проявляется в обычных, повседневных ситуациях.

тревожность у детей

детская тревожность

Возможные причины повышенной тревожности:

1. Природная особенность нервной системы (слабость, астеничность) как черты темперамента.

2. Сложившаяся черта характера как результат неправильного воспитания.

3. Особенность защитной психологической природы – непродуктивный тип мотивации («ориентация на избегание неудачи» вместо «ориентации на достижение успеха»)

4. Нарушение отношений с учителями, сверстниками или в семье. Постоянное сравнение с другими детьми, перенос учебной оценки, оценки поступка на оценку всей личности.

5. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье (строгий, требовательный): ребенка учат подчиняться, зависеть от власти сильных, отступать перед авторитетами, а не иметь собственное «Я», что приводит к пассивности, нерешительности, неуверенности в собственных силах, зависимости.

6. Гиперопека – предохранение от трудностей, решение за ребенка всех его проблем. Она не позволяет сформироваться навыкам для преодоления трудностей.

7. Авторитарный стиль работы учителя: властный строгий, нетерпимый.

8. Перегрузка обучением.

9. Высокая тревожность учителя или родителей, тревожный фон в семейных или школьных отношениях.

10. Неадекватные требования к ребенку, которые не соответствуют его потенциалу и желаниям.

Написать отзыв

*

*